Образовательные стандарты ориентированы на формирование универсальных учебных действий, включение в контекст обучения решения значимых жизненных задач, создание индивидуальных образовательных программ и признание решающей роли учебного сотрудничества. Современная парадигма образования состоит в том, чтобы не просто передавать обучающимся знания, а учить их умению адаптироваться в новых условиях жизни. Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а организовать самостоятельный познавательный процесс, использовать возможности своего предмета для формирования у школьников личных качеств и КОМПЕТЕНЦИЙ.
Принципы компетентностного подхода:
-
смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
-
содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
-
смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
-
оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения
Трехуровневая иерархия компетенций (по А.В.Хуторскому):
- ключевые компетенции (относятся к общему (метапредметному) содержанию образования
- общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей)
- предметные компетенции (имеют конкретное описание и возможность формирования в рамка учебного предмета)


Считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс. .
Компетентностно-ориентированный урок - урок, где планируется, прежде всего, деятельность учащихся; она должна быть разнообразной, соответствующей уровню развития школьников и направленной на формирование компетенций. Урок должен быть также личностно-развивающим и метапредметным
Через компетентностный подход - к образовательным результатам: личностным, предметным, метапредметным
Компетентностно-ориентированный урок - это совместный поиск истины учителем и учеником.
Данный подход использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Опираясь на те компетенции, которые будут востребованы в будущем, я ставлю перед собой цель: формировать компетенции у обучающихся во время урочной и внеурочной деятельности
Для реализации цели ставлю перед собой следующие
Задачи:
- помочь ученикам освоить такие приемы и способы действий, которые позволят получать знания самостоятельно, то есть научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- создать условия для формирования у обучающихся адекватной самооценки;
- способствовать формированию умения работать в команде;
- учить находить выход и решение задач в нестандартных ситуациях.
Кластер компетенций
Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраиваю свою деятельность в рамках образовательных программ. Реализация поставленных невозможна без использования эффективных образовательных технологий. В своей работе я использую образовательные технологии:
- проблемное обучение;
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные технологии
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии
Конечно невозможно ограничиться какой-либо одной конкретной технологией. Чаще всего они используются в комплексе. Например, проблемное обучение использую на этапах целепологания (сообщения темы и целей урока). Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение. Путем проблемной постановки вопросов добиваюсь того, чтобы дети сами сообщили тему и поставили цели урока, наметили пути решения проблемы. Совместное целеполагание создает условия для мотивации достижения целей учащимися. Подбираю содержание заданий на других этапах так, чтобы они носили развивающий характер и имели направленность на решение жизненно важных задач и отражали метапредметные связи. В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Сочетание образовательных технологий позволяет сформировать следующие компетенции
-
информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
-
коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
-
социальную - способность действовать в социуме и учитывать позиции других людей4
-
предметные - способность применять полученные знания на практике.
