Конфликты в жизни класса неизбежны. Каждая личность уникальна, из этой уникальности следует разница интересов и целей. Ученики в школьном классе могут быть совершенно разными, но так или иначе они вынуждены уживаться друг с другом. Учителю в первую очередь необходимо сформировать правильное отношения к конфликтным ситуациям. Противоречие между учениками не должно пугать преподавателя, постарайтесь отнестись к нему спокойно, как к неотъемлемой части классной жизни. Рассматривайте конфликт между учениками как воспитательный прием, возможность для обеих сторон вынести из него новый опыт и навыки взаимодействия.
Конфликты — всегда во вред?
Появление конфликтных ситуаций в обществе – не отрицательное явление, а лишь один из признаков его динамичного развития. Обществоведы выделяют конструктивные и деструктивные конфликты.
Деструктивные конфликты — это столкновение интересов, в ходе которого одна или обе стороны конфликта не приходят к согласию, не добиваются своих целей и остаются неудовлетворенными, такие итоги ведут к нарастанию напряженности, обидам и агрессии.
Конструктивные конфликты — являются важным воспитательным этапом в жизни каждого ребенка. Это ситуации, когда обе стороны приходят к решению, удовлетворяющему их обоюдные интересы. Такие конфликты учат детей искать альтернативные выходы из ситуаций, договариваться, слушать и понимать друг друга. Задача преподавателя — добиться конструктивного решения любой конфликтной ситуации в классе.
Что приводит к конфликтам?
Отвечая на этот вопрос, важно разделять причину и повод. Причины для конфликта, как правило, комплексные, сформированные за долгое время и часто совершенно несвязанные с поводом. Повод – это ситуация-искра, «последняя капля», которая переполняет емкость с недовольством и приводит к «вспыхиванию» конфликта. Поводом может послужить деструктивная конфликтная ситуация в прошлом. |
Проявления конфликтов:
- Оскорбления и травля
- Порча личного имущества
- Драки и агрессия
- Обман, дезинформация
- Открытая враждебность
Причины конфликтов:
- Соперничество
- Личная неприязнь
- Зависть к ученикам-любимчикам или детям из обеспеченных семей
- Неумение заинтересовать (стремление привлечь внимание иррациональным способом)
- Непринятие другого (нового ученика или ребенка с другими интересами, привычками, манерой общения)
Что должен делать учитель?
-
Своевременно вмешиваться в конфликт, если он принял тяжелую форму и затяжной характер, чтобы не допустить появления серьезных психологических и физических травм у учеников.
-
Сохранять спокойствие, подходить к решению вопроса с «холодной головой», внимательно анализируя ситуацию.
-
Индивидуально общаться с каждым участником конфликта, узнавать его позицию, цели и мотивацию.
-
Вести открытый диалог с обеими сторонами конфликта, давать высказаться каждому и выслушивать каждого от начала и до конца. Собеседники получат возможность избавиться от недопонимания.
-
Выявления причин конфликта, целей учеников, совместный поиск решения проблемы с учетом предложений с каждой стороны. Примирение и выводы, которые дадут детям ценный опыт и навыки для их дальнейшего взаимодействия.
Этот алгоритм достаточно общий, ведь все конфликты трудно подогнать под единый шаблон. Каждая ситуация индивидуальна и требует от учителя внимательного отношения и поиска особого подхода. |